?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Прежде всего вкратце припомним, что, согласно преданию, девять тысяч лет тому назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых столпов, и всеми теми, кто жил по сю сторону: об этой войне нам и предстоит поведать. Сообщается, что во главе последних вело войну, доведя ее до самого конца, наше государство, а во главе первых – цари острова Атлантиды; как мы уже упоминали, это некогда был остров, превышавший величиной Ливию и Азию, ныне же он провалился вследствие землетрясений и превратился в непроходимый ил, заграждающий путь мореходам, которые попытались бы плыть от нас в открытое море, и делающий плавание немыслимым».
Платон, «Критий»

В продолжение цикла, посвящённого греческим островам, на этот раз мне бы хотелось поделиться своими впечатлениями и рассуждениями относительно чрезвычайно живописного и чрезвычайно загадочного же острова Санторин. В настоящей заметке я попытаюсь дать краткий обзор разного рода мифов, посвящённых легендарной Атлантиде, рассказать об археологическом положении дел на острове Санторин сегодня и не то чтобы доказать (что было бы чрезвычайно самонадеянно с моей стороны), но сдержанно предположить, что если за платоновским рассказом и могли стоять какие-либо реальные события – пусть даже с течением времени переданные устно с эффектом «испорченного телефона» – то такие события, скорее всего, могли относиться исключительно к Санторину.

(остров Санторин сегодня)

Легенда об Атлантиде веками будоражила воображение философов, учёных, людей искусства и любителей тайн. Умберто Эко в своей масштабной работе «История иллюзий: легендарные места, земли и страны» приводит следующие цифры: в 2004-м году в Интернете насчитывалось около 90 тысяч страниц, посвящённых Атлантиде; в мае 2010-го года в поисковой системе Google было обнаружено почти 23 миллиона проиндексированных страниц на английском языке. Список упоминаний Атлантиды на испанском достигал 1 200 000, на немецком – 1 800 000, на итальянском – 463 000, на французском – 380 000; наконец, в 1989-м году эссеист и искатель затонувших кладов Пьер Жарнак писал, что, если собрать вместе все книги об Атлантиде, можно было бы воздвигнуть памятник из более чем 5 тысяч работ. Таким образом, очевидно, что в случае Атлантиды мы имеем дело с одним из важнейших культурологических феноменов всех времён. Не оставил равнодушным этот феномен и меня.

Моя личная Атлантида

В далёком 1991-м году мне, тогда ещё школьнику советской общеобразовательной школы, взрослые из числа знакомых нашей семьи подарили книжку «В поисках образа Атлантиды». Уж не знаю, держали ли они в уме мои греческие корни или нет, но книжка эта меня моментально «зацепила», причём настолько, что я умудрился увлечь своим энтузиазмом учительницу по географии, которая, поощряя мой интерес к предмету, предложила мне подготовить доклад на целый урок на данную тему, что я с удовольствием и сделал. Сейчас, когда полки книжных магазинов ломятся от качественного научпопа авторства самых маститых учёных, уровень научности книги, что некогда потрясла моё воображение, видится чрезвычайно низким, но для советского 91-го года – когда школьные учителя, да и просто взрослые из интеллигентных семей, затаив дыхание, смотрели такой откровенно фуфловый фильм, как «Воспоминания о будущем» – «В поисках образа» выглядела довольно основательно, хотя бы потому, что обходилась без палеоконтакта.

В упомянутой книге на суд читателя выносились две гипотезы: Атлантида в Атлантическом океане и Атлантида в Средиземном море. Меня тогда, естественно, больше заинтересовала первая гипотеза – а как иначе? Гибель крупной цивилизации в результате какого-то явно космического катаклизма 11 с половиной тысяч лет назад, падение астероида или кометы, вымирание мамонтов, смена полюсов, тайны пирамид… Да чего там только не было! Для мальчишки, истово любящего чтение, то было покруче любых «Звёздных войн», и на этом фоне вторая гипотеза, повествующая о вулканическом взрыве на каком-то неведомом острове уже в историческое время, явно меркла. К ней я вернулся уже только в институте, посетив Санторин и познакомившись с работами Спиридона Маринатоса, этого греческого Шлимана, раскопавшего Акротири (город-порт на острове Санторин, подобно Помпеям «законсервированный» в результате извержения вулкана) и там же нашедшего свою смерть в результате обвала раскопок.

В настоящем посте я не собираюсь ни отстаивать, ни разоблачать гипотезы относительно образа Атлантиды, коих гораздо больше двух вышеуказанных. Лично я скептически отношусь к разного рода спекуляциям, суть которых восходит к удобному для этих спекуляций толкованию мифов народов мира – а именно такие «свидетельства» древних лежат в основе любой мало-мальски известной гипотезы касательно Атлантиды. Но, по моему скромному мнению, если и есть основания считать, что пространные и путаные диалоги Платона, составившие ядро этой мифологии, каким-то образом сумели, пускай и посредством неизбежного для устной традиции «испорченного телефона», донести отголоски каких-то реальных событий, то прототипом Платоновой Атлантиды может быть только Санторин.

Истоки легенды об Атлантиде

Итак, первое упоминание об острове-государстве атлантов восходит к двум диалогам Платона (427-347 до н.э.) «Тимей» и «Критий». В свою очередь, Платон говорит, что опирается на рассказ своего предка Солона, одного из семи мудрецов древности. Что, дескать, путешествуя по Египту, Солон узнал от жрецов храма богини Нейт в Саисе историю Атлантиды.

«Однажды, вознамерившись перевести разговор на старые предания, он попробовал рассказать им наши мифы о древнейших событиях – о Форонее, почитаемом за первого человека, о Ниобе и о том, как Девкалион и Пирра пережили потоп; при этом он пытался вывести родословную их потомков, а также исчислить по количеству поколений сроки, истекшие с тех времен. И тогда воскликнул один из жрецов, человек весьма преклонных лет: «Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!» «Почему ты так говоришь?» – спросил Солон. «Все вы юны умом, – ответил тот, – ибо умы ваши не сохраняют в себе никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени. Причина же тому вот какая. Уже были и еще будут многократные и различные случаи погибели людей, и притом самые страшные – из-за огня и воды, а другие, менее значительные, – из-за тысяч других бедствий. Отсюда и распространенное у вас сказание о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который будто бы некогда запряг отцовскую колесницу, но не смог направить ее по отцовскому пути, а потому спалил все на Земле и сам погиб, испепеленный молнией. Положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда…

… Итак, девять тысяч лет назад жили эти твои сограждане, о чьих законах и о чьем величайшем подвиге мне предстоит вкратце тебе рассказать; позднее, на досуге, мы с письменами в руках выясним все обстоятельнее и по порядку.

… Через море это в те времена возможно было переправиться, ибо еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов – на весь противолежащий материк, который охватывал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторону упомянутого пролива является всего лишь заливом с узким проходом в него, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле слова, равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть названа материком). На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении. И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли и все вообще страны по эту сторону пролива. Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы: всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и все же одолело завоевателей и воздвигло победные трофеи. Тех, кто еще не был порабощен, оно спасло от угрозы рабства; всех же остальных, сколько ни обитало нас по эту сторону Геракловых столпов, оно великодушно сделало свободными. Hо позднее, когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки вся ваша воинская сила была поглощена разверзнувшейся землей; равным образом и Атлантида исчезла, погрузившись в пучину. После этого море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления, вызванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров».
Платон, «Тимей»

Вот откуда берёт свое начало легенда, что по сей день владеет умами огромного количества людей.

Атлантида в Атлантическом океане

Львиная доля комментариев и проводимых поисков легендарного острова долгое время велась в русле следования каждой букве Платона. Наибольший энтузиазм сторонники первой теории (Атлантида в Атлантическом океане), естественно, испытали в связи с открытиями Генриха Шлимана, который, так же дословно поверив древнегреческой мифологии, раскопал мифическую Трою, Микены и Тиринф. Вкратце, суть первой теории состоит в следующем:

·         Около 9600 лет до н.э. в связи с какой-то грандиозной катастрофой под воду ушел огромный остров, расположенный в Атлантическом океане (за Геракловыми столпами, т.е. Гибралтаром);
·         Население этого острова находилась на чрезвычайно высоком уровне развития, оказав огромное культурное влияние на все последующие цивилизации Средиземноморья, при этом древние афиняне умудрились нанести этой сверхцивилизации военное поражение.

Сегодня очевидно, что оба основных тезиса данной теории находятся в вопиющем противоречии с современными научными данными, гласящими, что за последние десятки тысяч лет в Атлантическом океане не было никаких крупных опусканий суши, а также что ни египтяне, ни греки никоим образом не могли быть современниками атлантов. И если еще в XIX-м веке в число сторонников этой теории могли попасть люди научного склада ума (вспомним, например, Жюля Верна и его «Двадцать тысяч лет под водой», где герои предпринимают подводную прогулку по затонувшей Атлантиде в Атлантике), то в наши дни ее отстаивают только любители альтернативной истории. На подмогу подтягивается мифология практически всех народов, у которых есть предания о какой-либо глобальной катастрофе, поскольку утверждение, что за мифом о Фаэтоне скрывается истина, является для тех атлантологов, что верят каждой букве Платона, неоспоримым свидетельством планетарной катастрофы. По сути, на этом весьма зыбком фундаменте ими выстраивается целая теория о некоей допотопной и, фактически, глобальной цивилизации, оказавшей влияние на ряд народов и бесследно сгинувшей. И тут уже в строку шло каждое лыко: пирамиды, Кецалькоатль, этруски, смена полюсов, ассирийский календарь, тайные знания египтян, в т.ч. об Америке. Вот характерный довод, почерпнутый мной в одном из подобных трудов: «Не потому ли египтяне знали об Атлантиде, что Египет был владением Атлантов? Ведь и об этом сказано у Платона!» Превосходное доказательство, замыкающееся само на себя. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Вслед за древними греками легенда об Атлантиде была подхвачена христианскими авторами, нашедшими ее весьма поучительной. В эпоху географических открытий Атлантида из сердца Атлантики «переместилась» в Америку. За столетия существования легенды её сторонники любые находки, на соответствующий момент не вполне вписывавшиеся в историческую парадигму, выдавали за бесспорные свидетельства, из-за чего Атлантида «блуждала» по всему земному шару: от Бразилии до Тибета. В опоминавшейся уже «Истории иллюзий» Умберто Эко отмечает, что «нас занимают не бесчисленные проблемы, возникающие в связи с некоторыми текстами, а то, в каких несусветных и невообразимых местах Атлантида оказывалась по милости разных легенд», и перечисляет следующие земли, в своё время считавшиеся той самой Атлантидой:  Индия, Палестина, Мексика, Перу, Боливия, Бразилия, Саргассово море, Бермудский треугольник, Канарские острова, Азорские острова, Северная Африка, Швеция (это уже подтянулись сторонники мифа об арийском могуществе), Исландия, Гренландия, Шпицберген, Новая Земля, Андалусия (а это уже постарались испанские националисты), Сардиния и Сицилия (это, понятно, дело рук итальянцев). Глядя на этот калейдоскоп, понимаешь, что легенда эта практически всегда, возможно даже начиная с самого Платона, использовалась в утилитарных целях – зачастую просто в националистических – людьми, одержимыми жаждой тайного знания. Великий скептик, профессор Эко посвятил подобным играм разума целый роман; не удержусь привести чрезвычайно показательный и забавный отрывок из «Маятника Фуко», где троица главных героев, редакторов, откровенно прикалывается над горами свалившегося на них околонаучного хлама:   

- Тут у меня чудовищный талмуд на четыре сотни страниц, изобличающий грехи современной науки: атом, жидомасонские козни, заблуждение Эйнштейна и мистическая тайна энергии, ошибки Галилея и нематериальная природа света и солнца.
– Кстати о науке, – подхватил Диоталлеви. – Я тоже тут припас очаровательное обозрение фортианской науки.
– Какой-какой?
– Это наука Чарльза Гоя Форта, который насобирал здоровенную коллекцию необъяснимых явлений. Дождь из лягушек в Бирмингеме. Отпечатки сказочного животного в Девоне. Таинственные лестницы и отпечатки присосков на хребтах некоторых гор. Нерегулярность прецессии равноденствий. Надписи на метеоритах, черный снег, кровавые грозы, крылатые существа на высоте восьми тысяч метров в небе над Палермо, светящиеся колеса в море, остовы гигантов, гигантский листопад во Франции, выпадение каких-то живых существ на Суматре, и, конечно, окаменелые отпечатки в храмах Мачу-Пикчу и на других вершинах южноамериканских гор, которыми доказывается факт приземления сверхмощных космических кораблей в доисторическую эпоху. Так что мы не одиноки во вселенной.
– Неплохо, – согласился Бельбо. – Что мне лично не дает покоя – это вон те пятьсот страниц на тему о пирамидах. Ведь вы не знали до сих пор, что пирамида Хеопса располагается аккурат на тридцатой параллели, которая из всех параллелей перерезает наибольшее количество суши? Что геометрические пропорции пирамиды Хеопса равны пропорциям памятника Педра Пунтада в Амазонии. И кстати об Амазонии, в Египте обнаружено два пернатых змея, один на троне Тутанхамона, другой – на пирамиде в Сахаре, и это наводит на мысль о Кетцалькоатле?
– Какое имеет отношение Кецалькоатль к Амазонии, если он бог мексиканского пантеона? – сказал я.
– Да? Извините, отклонился от темы. С другой стороны, как иначе объяснить тот факт, что статуи с острова Пасхи являются мегалитами, равно как и кельтские статуи? Один из полинезийских богов именовался Я, и это, ясное дело, отсылает нас к Йоду у евреев, а также к древневенгерскому Иов, громадному и доброму богу. Старинная мексиканская рукопись изображает Землю в виде квадрата, окруженного морем, а в центре Земли установлена пирамида, на основании которой нанесена надпись Ацтлан, что напоминает нам как атлас, так и Атланта, а вместе с тем Атлантиду. Почему на обоих берегах Атлантического океана выстроены пирамиды?
Потому что пирамиду легче построить, нежели сферу. Потому что ветер надувает дюны в форме пирамид, а не в форме Парфенона. [выделено мной]
– Ненавижу этот ваш просвещенческий дух, – отозвался Диоталлеви.
– Я продолжу, если вы не возражаете. Культ бога Ра не встречается в древнеегипетской религии в период до Нового царства, а следовательно, этот культ наследуется прямиком от кельтов. Подумайте о Св. Николае, который превратился в Санта-Клауса и возит новогодние подарки на санках. А теперь узнайте, что в доисторическом Египте колесницу солнца рисовали в виде саней! Поскольку в Египте снега нету, эти сани безусловно имеют нордическое происхождение…

Умберто Эко, десятилетиями занимавшийся подобными проблемами «испорченного телефона», упоминает в «Истории иллюзий» о Санторине через запятую, просто как об очередной трактовке очередными одержимцами древнего мифа, что неудивительно, но возможно, что тут великий итальянец всё-таки неправ.

Как описал Атлантиду Платон

Cведения, которые можно почерпнуть из диалогов Платона, крайне противоречивы. Начнем с того, что сама легенда в одном диалоге передаётся как воспоминания о рассказе Крития-старшего, а в другом предстаёт собственноручными записями Солона со слов жрецов, которые якобы хранились у старого Крития и поныне хранятся у его внука. В одном случае Платон сообщает, что остров был «больше Ливии и Азии, вместе взятых», т.е. занимал огромное пространство в несколько миллионов квадратных километров; в другом говорит, что Атлантида простиралась по одному направлению на три тысячи стадий, а по другому — на две тысячи. Площадь в три тысячи стадий (около 555 км) много меньше Ливии (Африки), но все же указывает, что Атлантида была очень крупным островом. По описанию Платона, он имел форму правильного продолговатого четырехугольника. Обрамленный с трех сторон горами, защищавшими от северных ветров, остров был открыт к морю с южной стороны. Вдоль границы равнины и гор проходил канал, грандиозные размеры которого удивили и самого Платона. «Показания относительно его глубины, ширины и длины невероятны, чтобы сверх других произведений труда было еще такое, созданное руками дело; но передадим, что слышали». Этот окружавший весь остров ров был глубиной в один плетр (около 30 м), в ширину достигал стадии (около 185 м) и «так как был выкопан кругом всей равнины, то оказывался до десяти тысяч стадий [1850 км] в длину». От обводного канала были прорезаны по равнине прямые каналы, которые имели выход в море. По этим каналам оплавляли срубленный на горах лес. Вот, собственно, и все, что сообщил Платон об Атлантиде как о стране в целом. Основное повествование относится к ее столице.

Обращает на себя внимание удивительное сходство в описании всей страны Атлантиды и... ее столицы. Весь остров Атлантида был окружен гигантским рвом – и столица Атлантиды также опоясана наполненными водой кольцевыми обводными каналами. На большом Атлантическом острове от обводного рва прокопаны каналы, такие же поперечные каналы атланты вырыли и в своей столице. На острове все каналы выходят к морю, и так же выходит к морю система кольцевых и радиальных каналов столицы.

Складывается впечатление, что, рассказывая обо всей стране атлантов и о городе Атлантиде, Платон говорит об одном и том же, только в первом случае размеры острова оказываются в десятки раз преувеличенными. В этом убеждают совершенно невероятные размеры канала (длина 1850 км и ширина 185 м), который окружал остров Атлантиду. Копать такой огромный капал, не имеющий практического назначения, атланты, конечно, не стали бы. Природа тоже не могла создать ров, ограничивающий со всех сторон обрамленную горами равнину. Следовательно, или все то, что рассказывается о большом Атлантическом острове, вымысел, или его размеры должны быть уменьшены во много раз.

Profile

kapetan_zorbas
kapetan_zorbas

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner