?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Красотам греческого острова Идра не раз отдавалась дань в этом журнале. Два года назад здесь уже выкладывался мой фотоотчет (https://kapetan-zorbas.livejournal.com/29235.html), а год назад в рамках цикла «Грекомания» - разбор греческих путешествий Генри Миллера, также пришедшего от Идры в полнейший восторг (https://kapetan-zorbas.livejournal.com/38770.html). Теперь же я бы хотел в самых общих чертах коснуться творчества некоторых современных художников, живописующих мой любимый остров, выставки которых на Идре мне в разные годы удалось посетить.

Начнём немного издалека, с уже ставшего классиком греческого постимпрессионизма Панайотиса Тетсиса, скончавшегося в прошлом году.

Уроженец острова Идра, на котором прошло всё его детство и юность, Тетсис в 1949-м году основал арт-группу «Армос», в которую среди прочих художников входил Никос Хадзикириакос-Гикас, более известный под творческим псевдонимом Гика. Творчество Гики в разрезе его пейзажей Идры и иллюстраций поэмы «Одиссея» Казандзакиса неоднократно освещалось в этом журнале (см. тег «Гика»), потому заново приводить здесь его удивительные полотна я не буду и сразу перейду к некоторым картинам Тетсиса, посвящённым Идре.

В 1907-м году Панайотис Тетсис передал Историческому и Этнологическому Центру Греции своё родовое гнездо на Идре, которое будет переоборудовано в музей художника. 

Тетсис долгое время входил в число руководителей афинской Высшей школы изящных искусств. Среди его студенток – Анна Григора, с творчеством которой я познакомился благодаря выставке «Идра-Андрос», предлагающей своеобразный художественный диалог между двумя греческими островами. Анна, род которой происходит с Андроса, отвечала за освещение именно этого острова.


Обратим внимание на своеобразные приглушенные краски в изображении тех самых греческих островов, что в работах большинства художников обычно предстают залитыми солнечным светом. Анне же больше нравится запечатлевать время заката.


Её пейзажи – теплые, необыкновенно уютные, «атмосферные» и полные таинственности, навевают романтическое, мечтательное настроение.

В схожем стиле изображена художником Идра – без буйства красок, в сдержанных тонах. Полотна, с глубокой перспективой, кажется, полны воздуха и тихо сияют небесно-морской голубизной.

Что и говорить, остров Идра – настоящий рай для художников: синь моря, ослепительно-белые домики, а в их массиве – несколько желтых, да цвета темной охры (венецианское наследие), своею яркостью притягивающих взгляд; рыжие черепичные крыши, кипарисы, горы, сосны, четкие линии крепостных стен, стильный минимализм здешней архитектуры.

На выставке «Идра-Андрос» за «идринский» колорит отвечала Эфи Сутоглу, еще одна выпускница афинской Высшей школы изящных искусств и еще одна ученица Тетсиса.


Патриарх Тетсис стал наставником и для Тома Пауэлла, выставки работ которого также регулярно проходят на Идре.

Этому художнику только-только исполнилось 30, но он уже успел основательно помотаться по свету прежде, чем обосноваться на Идре – для того, чтобы попасть под очарование местных пейзажей, совсем не обязательно быть греком.

У молодого художника, несомненно, уже сложился свой стиль. Много синего, голубого; тона всех его пейзажей до того холодны, что от них веет свежестью, чистым зимним воздухом.

В отличие от уже признанных классиков, Тетсиса и Гики, чьи работы разобраны крупными музеями и частными коллекциями, пейзажи современных художников, представленных в настоящем посте и чьё признание находится пока ещё в процессе становления, вполне доступны для приобретения: у каждого из них есть аккаунт в Facebook.

Мне не удалось выйти лишь на Александроса Криезиса, ещё одного чрезвычайно самобытного художника, а потому его работы здесь, увы, представлены лишь фотографиями из альбома его репродукций. Как и Том Пауэлл, родился он во Франции, где работает и живёт, но каждое лето проводит на Идре, поскольку, как и Тетсис, является продолжателем старинного местного рода. Александрос успешно работает в самых разных стилях: кубизм…

постимпрессионизм…





Очень удачны и насыщены красками полотна из цикла, который можно назвать «синим»


Прекрасны и городские пейзажи

Когда-то Генри Миллер назвал виды Идры эстетически безупречными, а еще «той совершенной анархией, что заменяет собой формальную композицию, созданную воображением». С тех пор прошло лет восемьдесят – а Идра всё та же и всё так же влечёт к себе художников. Только на смену Гики, современника и знакомца Миллера, приходят новые и вновь стараются запечатлеть её волнующее, магическое, неподвластное времени совершенство





Tags:

Profile

kapetan_zorbas
kapetan_zorbas

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner