?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последние на текущий момент данные с места раскопок

(а этот фрагмент основывается на материалах пресс-релиза музея Акротири, выпущенного в июне 2016 года за подписью директора этого музея Х.Думаса)

Акротири: факты и вымысел

Акротири - это поселение бронзового века, расположенное на вулканическом острове Санторин (Тира) и разрушенное в результате извержения вулкана приблизительно в 1615-м году до нашей эры. Говоря об Акротири, необходимо иметь в виду, что научные данные об этом месте постоянно пополняются, поэтому продолжение раскопок – вопрос чрезвычайной важности. В настоящее время наше представление об Акротири основывается на ископаемых находках, теориях и часто просто догадках.

Первые упоминания о доисторических древностях на Санторине восходят к первой половине ХIХ-го века и были сделаны командой Научной экспедиции в Морею. Далее, в 1866-м году французский инженер Фердинанд де Лессепс, руководивший строительством Суэцкого канала, для укрепления стен канала использовал вулканический пепел из карьера Алафузос на противоположном от Тиры острове Тирасия. В результате этой операции были обнаружены остатки поселения бронзового века.

(границы разлома, случившегося в результате грандиозного извержения)

Незадолго до начала Второй мировой войны греческий археолог, профессор Спиридон Маринатос выдвинул теорию о том, что закат минойской цивилизации на Крите стал следствием извержения вулкана Санторин. В 1967-м году под эгидой Афинского археологического общества он начал раскопки в Акротири, где обнаружились многоэтажные здания, улицы и площади города позднего бронзового века.

Город этот находился в зените своего могущества, когда был полностью погребен под толстым слоем пемзы и пепла, выброшенных при извержении вулкана Санторин (около 1615 г. до н.э.). Это извержение, по оценкам, было в четыре раза мощнее извержения вулкана Кракатау, случившегося в 1883-м году. Крупные архитектурные памятники и хорошо сохранившиеся фрески породили сравнения с римскими Помпеями, которые также были разрушены в результате извержения вулкана - Везувия в 79 году нашей эры.

Факты о минойской цивилизации

Какой была минойская цивилизация?

Цивилизацию, что господствовала на острове Крит в эпоху бронзового века, примерно с 3000 до 1400 г. до н.э., окрестил  «минойской» сэр Артур Эванс, британский археолог, раскопавший Кносский дворец. В течение третьего тысячелетия до нашей эры экономика Крита, этого самодостаточного острова, основывалась, главным образом, на сельском хозяйстве. В этот же период жители Кикладских островов развивали свою собственную культуру, устанавливая тесные контакты с Критом и континентами, окружающими Эгейское море.

Несмотря на свое плодородие, Криту не хватало твердых пород и минералов, что в изобилии имелись на Кикладских островах. Таким образом, между Критом и Кикладами возникла взаимозависимость, ведь жители последних испытывали нужду в сельскохозяйственной продукции, а также древесине для своих кораблей. Такое взаимодействие привело к возникновению единой культуры, известной как эгейская цивилизация.

Постоянно растущий на Крите спрос на медь и исчерпание эгейских источников этого металла привело к тому, что моряки Киклад, которые примерно в 2000 г. до н.э. изобрели парус, устремились в Восточное Средиземноморье – на остров Кипр, где обнаружились огромные залежи меди, из которой производится сплав бронзы.

Экономический бум, отмечаемый в это время в доисторическом городе Акротири на Санторине, предполагает, что купцы острова были активно вовлечены в эту торговлю. Благодаря контактам с высокоразвитыми цивилизациями Египта и Леванта, Акротири вскоре превратился в международный порт, богатство которого проявляется в его искусстве, архитектуре и артефактах.

В чем уникальность минойской цивилизации?

Каждая культура и цивилизация, представляющая собой диалог человека с окружающей его средой, уникальна. В связи с этим, не только минойская культура (термин «критская» тут  предпочтительнее), но и кикладская на островах и доэллинская на материковой Греции являются уникальными, поскольку представляют собой ответ людей на конкретные окружающие их условия. По тем же самым причинам синтез этих культур - Эгейская цивилизация, которая впоследствии переросла в то, что получило название древнегреческой цивилизации - также является уникальным.

Что мы знаем о минойских богах и религии?

Строго говоря, без текстовых источников трудно вести разговор о религии и идеологии абсолютно любой культуры. Теории в отношении «минойской религии» в значительной степени спекулятивны, однако имеется ряд археологических свидетельств, таких как высокогорные святилища, специальные сосуды и глиняные фигурки. Поскольку нам мало что известно об идеологии  доисторических критян, трудно говорить о конкретных богах и богинях, хотя была предложена теория Богини-Матери. Нам лишь точно известно то, что внешние веяния, скорее всего, мало повлияли на антропоцентрическое представление о божествах на Крите и в бассейне Эгейском море в целом. Например, характерной чертой является то, что, несмотря на контакты с Египтом, критяне и другие народы эгейского региона, продолжали изображать свои божества в человеческом обличии.

Имеет ли легенда об Атлантиде какое-либо отношение к Санторину?

Легенда об Атлантиде популярна, но абсолютно бездоказательна. Нигде в греческой мифологии не упоминается об Атлантиде. Похоже, что вся эта легенда плод философских построений Платона, который использует этот образ в диалоге «Тимей» для иллюстрации своей модели идеального города-государства. Вполне возможно, что эхо извержения бронзового века сохранилось в народной памяти в виде легенды [выделено мной]. Тот факт, что Платон разместил Атлантиду за Геракловыми столпами, ныне Гибралтарским проливом, указывает на то, что он не связывал Атлантиду со Средиземноморьем. Кроме того, ученику Платона Аристотелю приписывают замечание, что Платон выдумал Атлантиду и сам же утопил её.

Культура

Как они достигли такого высокого уровня архитектуры?

В каждой культуре люди используют любые доступные им материалы для удовлетворения своих нужд. В скалистом и гористом Эгейском регионе камни представляют собой изобильный строительный материал. Поэтому с неолитических времен (6-е тысячелетие до н.э.) люди строили свои дома из камней. Таким образом, неудивительно, что не только на Крите, но и в Эгейском регионе в целом, каменная архитектура была высоко развита в соответствии с потребностями времени. Так на Крите имелась нужда в более надежных хранилищах сельскохозяйственных излишков, что и привело к созданию так называемых минойских дворцов.

Благодаря многолетнему опыту местных жителей в резьбе по камню, искусство каменной архитектуры, а также монументальной скульптуры процветало в Эгейском регионе на протяжении тысячелетий.

А письменность? Как они писали?

Изобретение систем письменности для учета сельскохозяйственных излишков характерно для любой культуры, и минойцы не являются здесь исключением. Линейное письмо А является одной из двух до сих пор не расшифрованных  систем письма, используемых на доисторическом Крите (ко второй относятся критские иероглифы, известные, в первую очередь, по знаменитому Фестскому диску). Оно использовалось, в первую очередь, для учёта содержимого дворцовых кладовых. В Акротири найдены две (возможно три) глиняных таблички с образцами Линейного письма А.

(Фестский диск из Археологического музея Ираклиона)

Линейное письмо А является слоговым, что первым отметил археолог сэр Артур Эванс. Оно предшествовало Линейному письму Б, которое позднее использовалось микенской цивилизацией для записи того, что сейчас считается примитивной формой древнегреческого языка.

В чем уникальность Акротири?

Уникальность доисторического города в Акротири – в степени его сохранности. Толстые слои вулканического пепла и пемзы, под которыми похоронен город, сохранили в достаточно хорошем состоянии не только архитектуру, но и множество памятников материальной культуры – прежде всего, фресок.

Фрески, найденные в Акротири, - что именно они изображают?

Несмотря на своё фрагментарное состояние, настенные фрески внутри каждого здания можно восстановить в достаточно удовлетворительной степени, что позволяет нам судить о достатке и вкусе людей, что жили в таких условиях.

Роспись общественных зданий и частных домов фресками являлась средством пропаганды. В общественных зданиях стенопись повышала их роль и значимость для людей, а в частных домах она указывала на социальный статус домовладельцев. Тематический репертуар таких фресок простирается от геометрических узоров до пейзажей и сцен, описывающих повседневную жизнь и торжественные или ритуальные процессии. Растения, животные и люди изображены на них в весьма натуралистической манере, в то время как мифологические существа, такие как грифон, указывают на контакты с Востоком. Кроме того, эти фрески также служат неисчерпаемым источником информации о флоре, фауне, причёсках, костюмах, украшениях, типах судов и т.д.

Извержение вулкана и закат минойской цивилизации

Часто ли извергается санторинский вулкан?

Вулкан Санторин это наиболее активный вулкан в Греции и один из наиболее грозных кальдерных вулканов в мире. Примерно каждые 20 тысяч лет он извергается с чрезвычайно разрушительными последствиями. За последние 400 тысяч лет случилось 12 крупных извержений. Одно из таких, произошедшее 21 000 лет назад, и сформировало остров, на котором впоследствии возник город Акротири.  

А землетрясение? Извержение вулкана случалось сразу вслед за ним?

Землетрясение предшествовало извержению вулкана. Оно было очень мощным и нанесло городу значительный ущерб, после чего те, кто остались в живых, покинули город. Тем не менее, имеются многочисленные свидетельства того, что они вернулись, чтобы организовать расчистку руин. Во время этих работ и началось извержение, вероятно, с выбросом вредных газов. Это извержение происходило в несколько этапов, и, предположительно, промежуток между первыми двумя (что следует из анализа различных типов слоев пемзы) составлял всего несколько часов. В целом же, это извержение длилось от 24 часов до 2-3 дней, завершившись обрушением кальдеры.

Вопрос, который пока остается без ответа, касается времени между землетрясением и извержением вулкана. Предполагается, что этот интервал был весьма незначительным, максимум несколько недель.

Что случилось с жителями острова?

Как это часто происходит и в новейшей истории, после землетрясения люди почти сразу же приступили к спасению своего добра и восстановлению жилищ. Свидетельства, добытые путём раскопок, показывают, что такое случалось уже не раз после сейсмических разрушений в более ранние периоды на Акротири, а также после землетрясения, предшествовавшего нашему «минойскому» извержению. С началом этого извержения, люди, занятые восстановлением города, эвакуировались из него. Возможно, они присоединились к остальной части населения, которая, скорее всего, нашло пристанище где-то за пределами острова.

(экскурсионные суда крейсируют между осколками Санторина – с главного острова Тира на Неа-Каймени, действующий вулкан, маленький чёрный островок на заднем плане)

В момент извержения дули западные ветры, гоня в восточном направлении пепел и газы, испускаемые вулканом. Так что вполне логично предположить, что люди, дабы укрыться от этих выбросов, направились на запад. Быть может, однажды их останки и обнаружат под толщей вулканических пород. Последовательность извержений была столь стремительной, а люди, не подозревавшие о том, что произойдёт после землетрясения, не предприняли никаких мер, чтобы покинуть свой остров. Даже если некоторые из них и пытались бежать, они наверняка бы не выжили, скорее всего утонув в море.

Правда ли, что извержение этого вулкана привело к упадку минойской цивилизации?

Вся история человечества свидетельствует о том, что природные явления никогда не приводили к упадку великих цивилизаций, если только речь не шла о физическом истреблении жителей таких цивилизаций. Напротив, такие общества продолжали процветать. Основными причинами упадка цивилизаций Древнего Египта, Греции, Рима, Византии и т.д. были причины сугубо внутренние. Внешние факторы, такие как нападения врагов, могли сыграть свою роль только в условиях вырождения таких обществ.

Что-то подобное произошло и на Крите эпохи бронзового века. Даже если цунами и привело к разрушению прибрежных городов на севере, то вряд ли извержение вулкана Санторин серьёзно затронуло весь остальной остров. В конце концов, микенские греки (ахейцы) появились на Крите лишь спустя несколько столетий после этого события.

(Санторин сегодня - ослепительно белые городки, свешивающиеся с крутого обрыва над морской пучиной)


Заключение

В настоящем посте была кратко рассмотрена история легенды об Атлантиде, версия сторонников её нахождения в Атлантическом океане, санторинская версия и последние археологические данные, которые несколько охлаждают оптимизм сторонников второй версии.

1) Итак, в наши дни можно со всей определенностью сказать, что на дне центральной части Атлантического океана и, в частности, на срединно-океаническом подводном хребте погрузившейся Атлантиды нет. История возникновения цивилизации на нашей планете сейчас также достаточно хорошо известна. Цифра 9000 лет до эпохи Солона слишком велика даже для истории Двуречья и Египта. Дата гибели Атлантиды, по Платону, на семь тысячелетий древнее времени первой династии фараонов и на пять тысячелетий раньше поселений в различных частях Верхнего и Южного Египта. Описания Платона свидетельствуют, что Атлантида существовала в период бронзового века. Но самые древние бронзовые изделия относятся к IV тыс. до п. э., спустя 6000 лет после даты Платона. Эти чрезвычайно существенные противоречия позволяют полностью отринуть первую теорию и буквальное следование текстам Платона. 

2) Археологические раскопки и геологические исследования в Восточном Средиземноморье открыли единственную неизвестную ранее крупнейшую культуру и установили причину упадка одного из центров минойской цивилизации в результате грандиозного извержения Санторина, по последним данным в 1615 г. до н. э. Примечательно, что египтяне и греки не могли видеть Атлантиду Платона, а вот минойцев – вполне. Древние греки с огромным уважением относились к мифическому царю Миносу и останкам минойской цивилизации, но о величественной Тире (Санторин), крупнейшем центре торговли и культуры этой цивилизации, ни у кого ни строчки – только у Платона. Очевидно, что греки времен Платона ничего не знали о Санторине, что могло бы показаться странным, учитывая размах построек острова, но в контексте бесследной гибели городов этого острова неудивительно, так что для последующих поколений отголоски этой великой культуры вполне могли бы составить ядро мифа о могучем древнем государстве. Сама Атлантида, подвергшаяся разрушению, в таком случае оказывается в 10—20 раз меньше по размерам, чем о ней писал Платон, что типично для гиперболических приукрашиваний того времени, да и просто механизма «испорченного телефона». Соответственно,  катастрофа произошла не 12 тыс. лет назад, а всего лишь 3,5 тыс. лет назад.

3) Последние данные с раскопок на острове Санторин несколько сбивают накал пафоса сторонников 2-й теории, которые так же склонны к спекуляциям и удобным для себя толкованиям мифов народов мира. Тот же Резанов не удерживается от того, чтобы приписать Санторину статус центра не только минойской цивилизации, но и колыбели всей средиземноморской культуры, что, очевидно, перебор.

Безусловно, мы не должны забывать о том, что истоки этой грандиозной легенды восходят всего-навсего к двум произведениям философски-поучительного характера, написанным представителем культуры, абсолютно чуждой духа исторической науки. Профессор Эко устами одного из своих персонажей, хоть и по другому поводу, но предельно ёмко характеризует такой метод реконструкции событий, данные о которых передаются по существенно «испорченному телефону»:

Вся ситуация тамплиеров – это перекрученный силлогизм. Поведи себя по-идиотски – и останешься непроницаемым в веках. Абракадабра, Мене Текел Фарес, Папе Сатан, Папе Сатан Алеппе, каждый раз, как поэт или проповедник, вождь или колдун изрекают бессмысленную бормотню, человечество тратит столетия на расшифровку этого бреда. Тамплиеры останутся вечной загадкой благодаря своим мутным мозгам. За это им и поклоняются.

Гибель санторинского центра минойской культуры явилось хоть и трагическим, но, скорее всего, сугубо локальным событием, что, впрочем, вряд ли помешало народной молве гиперболизировать это до вселенской катастрофы. И если допустить, что Платон в своих произведениях так или иначе использовал элементы этого древнегреческого коллективного бессознательного, то в свете вышеизложенных аргументов остров Санторин остаётся единственным кандидатом на роль легендарной Атлантиды, при таком предположении пусть и существенно проигравшей в масштабах.  

(осколки великого острова на закате)

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jan. 22nd, 2017 09:29 pm (UTC)
Простите за сумбурность
Посмотрел док.фильм 2016 года как раз о этом острове, в частности о гибели минойской цивилизации, которую в фильме называют "торговой", что раскинулась от израильского побережья до Сицилии. Якобы группа разноплановых специалистов пришла к заключению, что следы от цунами обувшегося на Крит можно обнаружить путём взятия грунта у израильского побережья, сила его (цунами) была достаточной, чтобы зайти на сушу на добрых 200 метров. То есть разрушить всю колониальную инфраструктуру того времени вместе с блистательным флотом, где бы он не находился в восточном направлении от Крита. Всё таки это не точечный удар по Помпеи, и извержение на Санторине всё-таки прямо связанно с упадком Микенско
kapetan_zorbas
Jan. 23rd, 2017 05:21 am (UTC)
Re: Простите за сумбурность
Я не случайно для этого поста перевел пресс-релиз директора музея Акротири: в официальных публикациях ученые - в смысле, настоящие ученые – дают только ту информацию, в которой уверены на 100 процентов. В случае же разнообразных документалок не следует забывать, что они всё-таки рассчитаны на массового зрителя и не имеют права быть скучными, поэтому в ход – для накала интриги - могут пойти вполне научные, но всё-таки спекулятивные данные. Катастрофа, уничтожающая цивилизацию целиком, - это очень «цепляющий» трюк. Но скорее всего это действительно была лишь локальная катастрофа. Вы же сами признаете широту географического охвата минойцев – ну и что с того, что цунами зашло на 200 метров побережья северного Крита? Да хоть на километр – Крит это огромный остров, где центры минойской культуры встречаются повсеместно, к тому же привычный к землетрясениям, что находит отражение в специфике минойской архитектуры. Потому вряд ли местных эта катастрофа застала совсем уже врасплох, и они весь свой флот подставили под удар стихии.

Безусловно, в подобных вопросах никто не может поставить окончательную точку. Изложенная мной версия считается достоверной потому, что непротиворечиво объясняет имеющиеся на сегодняшний день данные. В случае появления новых данных (что вполне вероятно), не укладывающихся в эту гипотезу, ее естественно придется пересматривать. Но тут еще на помощь приходит скепсис и здравый смысл – уж больно много приходилось читать вымыслов и домыслов про размах этой катастрофы, и всё-таки развитые цивилизации и в самом деле не гибнут от ударов природной стихии.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

kapetan_zorbas
kapetan_zorbas

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner