kapetan_zorbas (kapetan_zorbas) wrote,
kapetan_zorbas
kapetan_zorbas

Ушедшему лету посвящается…

Красотам греческого острова Идра не раз отдавалась дань в этом журнале. Два года назад здесь уже выкладывался мой фотоотчет (https://kapetan-zorbas.livejournal.com/29235.html), а год назад в рамках цикла «Грекомания» - разбор греческих путешествий Генри Миллера, также пришедшего от Идры в полнейший восторг (https://kapetan-zorbas.livejournal.com/38770.html). Теперь же я бы хотел в самых общих чертах коснуться творчества некоторых современных художников, живописующих мой любимый остров, выставки которых на Идре мне в разные годы удалось посетить.

Начнём немного издалека, с уже ставшего классиком греческого постимпрессионизма Панайотиса Тетсиса, скончавшегося в прошлом году.

Уроженец острова Идра, на котором прошло всё его детство и юность, Тетсис в 1949-м году основал арт-группу «Армос», в которую среди прочих художников входил Никос Хадзикириакос-Гикас, более известный под творческим псевдонимом Гика. Творчество Гики в разрезе его пейзажей Идры и иллюстраций поэмы «Одиссея» Казандзакиса неоднократно освещалось в этом журнале (см. тег «Гика»), потому заново приводить здесь его удивительные полотна я не буду и сразу перейду к некоторым картинам Тетсиса, посвящённым Идре.

В 1907-м году Панайотис Тетсис передал Историческому и Этнологическому Центру Греции своё родовое гнездо на Идре, которое будет переоборудовано в музей художника. 

Тетсис долгое время входил в число руководителей афинской Высшей школы изящных искусств. Среди его студенток – Анна Григора, с творчеством которой я познакомился благодаря выставке «Идра-Андрос», предлагающей своеобразный художественный диалог между двумя греческими островами. Анна, род которой происходит с Андроса, отвечала за освещение именно этого острова.


Обратим внимание на своеобразные приглушенные краски в изображении тех самых греческих островов, что в работах большинства художников обычно предстают залитыми солнечным светом. Анне же больше нравится запечатлевать время заката.


Её пейзажи – теплые, необыкновенно уютные, «атмосферные» и полные таинственности, навевают романтическое, мечтательное настроение.

В схожем стиле изображена художником Идра – без буйства красок, в сдержанных тонах. Полотна, с глубокой перспективой, кажется, полны воздуха и тихо сияют небесно-морской голубизной.

Что и говорить, остров Идра – настоящий рай для художников: синь моря, ослепительно-белые домики, а в их массиве – несколько желтых, да цвета темной охры (венецианское наследие), своею яркостью притягивающих взгляд; рыжие черепичные крыши, кипарисы, горы, сосны, четкие линии крепостных стен, стильный минимализм здешней архитектуры.

На выставке «Идра-Андрос» за «идринский» колорит отвечала Эфи Сутоглу, еще одна выпускница афинской Высшей школы изящных искусств и еще одна ученица Тетсиса.


Патриарх Тетсис стал наставником и для Тома Пауэлла, выставки работ которого также регулярно проходят на Идре.

Этому художнику только-только исполнилось 30, но он уже успел основательно помотаться по свету прежде, чем обосноваться на Идре – для того, чтобы попасть под очарование местных пейзажей, совсем не обязательно быть греком.

У молодого художника, несомненно, уже сложился свой стиль. Много синего, голубого; тона всех его пейзажей до того холодны, что от них веет свежестью, чистым зимним воздухом.

В отличие от уже признанных классиков, Тетсиса и Гики, чьи работы разобраны крупными музеями и частными коллекциями, пейзажи современных художников, представленных в настоящем посте и чьё признание находится пока ещё в процессе становления, вполне доступны для приобретения: у каждого из них есть аккаунт в Facebook.

Мне не удалось выйти лишь на Александроса Криезиса, ещё одного чрезвычайно самобытного художника, а потому его работы здесь, увы, представлены лишь фотографиями из альбома его репродукций. Как и Том Пауэлл, родился он во Франции, где работает и живёт, но каждое лето проводит на Идре, поскольку, как и Тетсис, является продолжателем старинного местного рода. Александрос успешно работает в самых разных стилях: кубизм…

постимпрессионизм…





Очень удачны и насыщены красками полотна из цикла, который можно назвать «синим»


Прекрасны и городские пейзажи

Когда-то Генри Миллер назвал виды Идры эстетически безупречными, а еще «той совершенной анархией, что заменяет собой формальную композицию, созданную воображением». С тех пор прошло лет восемьдесят – а Идра всё та же и всё так же влечёт к себе художников. Только на смену Гики, современника и знакомца Миллера, приходят новые и вновь стараются запечатлеть её волнующее, магическое, неподвластное времени совершенство





Tags: Идра, Современное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments