?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Труды философа ярко демонстрируют последствия такой мучительной жизни - жизни, подвергаемой испытаниям страшными болезнями и борьбой за здоровье и рассудок. Какая же огромная разница между его первой работой («Рождение трагедии», 1869-1871) и теми, что последовали за ней! В своей дебютной работе, полной юношеской восторженности и лирического исступления, он раскрывает секрет святой фимелы и воздвигает перед нашими глазами обворожительный и непревзойденный идеал греческой жизни. В своих же последующих трудах он с насмешкой и негодованием нападает на каждую религиозную, моральную и политическую систему. Ни единый аспект современной жизни не пощажён им. Он сравнивает себя с разрушительной силой - тем, кто роет глубокие подземные туннели, чтобы подорвать основы самых могущественных доктрин; тем, кто методично, усердно и терпеливо трудится под землей, сокрытый от света, времени и человечества.

Схожим образом, в работе «Человеческое, слишком человеческое» (1876) Ницше нападает на романтический пессимизм и, конкретнее, на пессимизм его некогда любимого учителя Шопенгауэра, которого он теперь развенчивает и осуждает. Он больше не принимает мировую Волю как нечто реально существующее. Он осуждает жалость, самоотречение, самопожертвование. Он теперь не считает, что цель человечества - в порождении гения, поскольку больше не наделяет человечество или вселенную какой-либо целью. Искусство? Поэзия? Коварные творцы опасных химер. В своей следующей работе «Странник и его тень» (1880) он отваживается  исследовать тень, которую отбрасывает любой объект, когда на него падает солнце знаний. Без ориентира или компаса странник, беззащитный и апатичный, обречен блуждать за собственной тенью по смертоносным горным вершинам до самой грани бездны. Все те мечты, убеждения и представления, с которыми, как он считал, он разделался и отбросил, теперь предстают перед ним подобно призракам, тревожа его больное воображение. Он похож на убийцу, который видит своих жертв во время приступов галлюцинаций.

В других работах – «Утренняя заря» (1881) и «Генеалогия морали» (1887) – он нападает на мораль и пытается доказать, что мораль не исходит откуда-то свыше и не представляет собой абсолютный категорический императив. Никакого общего и определенного закона, что определяет и разграничивает добро и зло, не существует. Мораль есть не что иное, как установки слабых и упадочных. В оставшихся работах – «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) и «Сумерки идолов» (1889) - он с ещё большей силой и цинизмом рушит сегодняшние ложные идолы. Из переполняющей его любви к истине он дерзновенно отвергает и саму истину: его исследование показывает, что, учитывая величайшее предназначение человечества, как истина, так и ложь, возможно, равно приемлемы и достойны уважения.

Но, несмотря на громовой бурный сарказм этих работ, в них чувствуется безутешная боль Ницше и полные скорби усилия перейти от отрицания к торжествующему утверждению. Уже в 1882 году его здоровье начало улучшаться. Движимый радостью, он восклицает в «Весёлой науке»: «Вся эта книга и есть не что иное, как веселость после долгого воздержания и бессилия, ликование возвращающейся силы, пробудившейся веры в завтра и послезавтра, внезапного чувства и предчувствия будущего, близких авантюр, наново открытых морей, вновь дозволенных целей».

Он испытывал пьянящее чувство выздоровления – чувство радости и надежды, сравнимое с наступлением весны после долгой зимы. И тогда в голове Ницше возникает громоподобный образ Заратустры, который, насладившись духом своим и одиночеством, теперь спускается с гор к человечеству, дабы провозгласить ему учение о Сверхчеловеке.

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека? Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек - смысл земли» («Так говорил Заратустра»).

Этот новый идеал Ницше чрезвычайно напоминает идеал, воплощённый греками досократовской поры, а именно: героическое принятие жизни со всеми ее радостями и печалями, пессимизм, таким образом подчинённый оптимизму и служащий в качестве трамплина к более глубокому наслаждению вечной жизнью.

И с этой вершины, которой Ницше достиг после стольких усилий и стольких невзгод, он внезапно впадает в безумие; ментально мертвый, он так и не смог завершить свою долго лелеемую и незаконченную «Волю к власти», в которой планировал систематическим и философским образом развить те мысли, что лирически и символически были изложены им в «Заратустре».

Такова, в общих чертах, жизнь Ницше и его интеллектуальное развитие. Терзаясь муками, он искал истину на запретных и смертоносных горных высях. По его собственным словам: «Говорящий здесь только и занят был до сих пор тем, что задумывался: как философ и отшельник по инстинкту, находивший свою выгоду в том, чтобы жить в стороне, вне движения, терпеть, не торопиться, уже блуждавший когда-то по каждому из лабиринтов будущего; как дух вещей птицы, обращающий назад свои взоры, когда он повествует о грядущем» («Воля к власти»).

Тем не менее, несмотря на свою полную мучений жизнь, он не теряет мужества и не поддаётся отчаянию. «Нет! - заявляет он, и в контексте его жизни эти строки читаются особенно трогательно. - Жизнь не разочаровала меня! Из года в год я нахожу ее все богаче, желаннее и таинственнее, – и это чувство не покидает меня с того дня, когда на меня низошла великая освободительница – мысль о том, что жизнь должна быть опытом познающего, – а не долгом, не роком, не плутней! А само познание: может ли оно быть для других чем-нибудь иным, например, ложем для отдыха или дорогой, ведущей к такому ложу, или праздной забавой, – для меня же оно является миром опасностей и побед, в котором даже и для героических чувств отведены особая арена и место для танцев. «Жизнь является средством познания» – с такою мыслью в сердце можно быть не только мужественным, но можно еще весело жить и весело смеяться» («Весёлая наука»).

Теперь нам известны два компонента, которые необходимы для понимания философии Ницше: (1) эпоха Ницше и (2) личность и жизнь самого Ницше. Принимая во внимание сказанное выше, мы намерены дать должное оправдание, а также подвергнуть должной критике крайности и заблуждения Ницше, не упустив при этом его благородную храбрость и героические усилия поднять наш интеллект и жизнь на новые и более чистые вершины.

Излишне говорить, что на основании учения Ницше невозможно возвести прочно обоснованную и логически последовательную систему. Тем не менее, мы попытаемся максимально систематично изложить учение Ницше, главным образом, в отношении философии права, его учение о человеческой природе и предназначении, о семье, обществе, морали, правосудии и юридическом праве, а также о государстве.


Глава 2
НИГИЛИЗМ

Согласно Ницше, нигилизм есть фундаментальная характеристика и главное недомогание нашей эпохи.

От края до края, Европа сотрясается в конвульсиях, охваченная смертельной мукой, что постепенно усиливается, грозя неминуемой и беспрецедентной катастрофой. Измождённое и безрассудно-порывистое, общество в своём движении уносится «подобно потоку, стремящемуся к своему исходу».

Что означает слово «нигилизм»? Это состояние, что рождается в нас, как только мы осознаем, что существует страшное противоречие между реальным и идеальным, между жизнью, обусловленной действительностью, и жизнью, которую мы считаем достойной и приемлемой.

Каким образом возникает это состояние? Каждая эпоха, каждая цивилизация обладает тем, что Ницше называет «табель о ценностных рангах». Иными словами, каждая цивилизация устанавливает некую иерархию ценностей; одни идеи она осуждает и запрещает, другие – возвеличивает и навязывает. Соответственно, табель о ценностных рангах современной эпохи ставит истину предпочтительнее лжи, нравственность выше безнравственности, добросердечное сострадание и благожелательность выше жестокости и злонамеренности. Такая иерархия ценностей образует основу государства и общества; она регулирует поведение граждан, наказания и награды, индивидуальные и гражданские права и обязанности - вкратце, она определяет и устанавливает правила, которые каждый должен соблюдать в своей внутренней и общественной жизни, если он хочет жить согласно предписаниям права и морали. Потому соответствующий табель о ценностных рангах является фундаментом каждой эпохи и каждой цивилизации. Из этого следует, что нам нужно искать причину здоровья или недомогания общества в его табели ценностей.

Размышляя об упадке современного человека и общества, Ницше задаётся вопросом: не может ли причиной такого упадка являться сам табель о ценностных рангах, что ныне навязан миру? С характерной для него бескомпромиссной искренностью и порывом, он продолжает изучать и анализировать ценности, внесенные в этот табель. Вывод, к которому приходит Ницше в своём анализе, таков: современный табель о ценностных рангах является единственной причиной того нигилизма, что мы наблюдаем сегодня в Европе.

Действительно, господствующие ныне ценности, что притязают регулировать жизнь, при подробном исследовании видятся неизбежно и фатально ведущими к нигилизму: исходя из доминирующих ценностей, современное человечество верит в существование Бога и в судьбу, что ведёт как человечество, так и всю вселенную к определенной цели. Современный человек сознаёт себя эпицентром и трагическим героем жизни, драгоценной частичкой божественной сущности, подлинным микрокосмом, посредником и промежуточным звеном между Богом и материей, которому предначертано господствовать над неодушевленной и иррациональной природой. А затем вдруг неожиданно, бросив взор на открытия современной науки, он испытывает сильнейшее потрясение: в мире нет никакого предопределения, эволюция не следует никакой системе - слепая и всемогущая, она сеет жизнь и смерть без причины и цели. Тщетно человек стремится воскресить Бога, который «умер», заменяя Его совестью, категорическим императивом, логикой, Французской революцией и, наконец, культом человека от Огюста Конта. Все такие попытки рушатся, и современный человек вынужден признать, что он ничего не знает и неспособен что-либо узнать; он совершенно несведущ относительно того, откуда он взялся, куда направляется, к чему должен стремиться и чего может достичь. «Человек - это нечто вроде перевозбуждённого животного, которое, к счастью, быстро умирает. Применительно к жизни на земле в целом – мимолетный миг, единичная случайность, ничтожное исключение, нечто не имеющее никакого значения для всеобъемлющего описания жизни. Сама эта земля, как и всякая другая звезда, - искра, сверкающая между двумя бесконечными ночами, случай без причины, без воли, без сознания, плод тупой необходимости».

Столкнувшись с таким внезапным осознанием, выводы которого столь категорически идут вразрез с указаниями табеля о ценностных рангах, человек неизбежно приходит к разочарованию и отчаянию. С возмущением и горькой иронией он вынужден отвергать те утешительные решения, что периодически ему предлагаются, последовательно отказываясь от Бога, долга, собственной веры в прогресс и совершенствование, своей врожденной социальности, побуждающей его жалеть и любить своих собратьев, и, в итоге, своей сокровенной веры в науку – этого последнего утешения, что он обрёл благодаря жизненному инстинкту. Вслед за Шопенгауэром и Гартманом, этими «последними людьми», болезненной парочкой, отстаивающей смерть, он заявляет, что разгадал, наконец, жизнь в её тщетности и бесцельности и теперь жаждет уйти в небытие.

Итак, современный человек, взращенный и истощенный ложной вестью Декалога нашей эпохи и внезапно столкнувшийся с логически убедительными выводами сегодняшней науки, различает встающую перед ним пугающе сложную дилемму: он либо должен уничтожить господствующий табель ценностей, либо сам будет уничтожен.

Третьего не дано. В самом деле: либо тот табель ценностей, с помощью которого человек может обрести веру и полюбить мир, кардинально отличающийся от реального мира (мир, в котором есть Бог, цель и т.д.), верен, и в этом случае такой табель ценностей неизбежно приводит к отрицанию и уничтожению реальной жизни, либо такой табель ценностей ложен и полон ошибок, и тогда тот приговор, что мы выносим реальной жизни, основываясь на таком табеле, также ошибочен и сбивает с верного пути. Если имеет место последнее, то мы должны низвергнуть ложный табель ценностей и установить вместо него другой, что будет находиться в гармонии с реальностью и открытой наукой истиной.

Итак, нигилизм предлагает нам рассмотреть два диаметрально противоположных решения и указывает нам на две противоположные крайности:

(а) разрушение и самоуничтожение жизни,
(б) уничтожение лишь господствующего ныне табеля ценностей, за которым должно следовать героическое и радостное принятие жизни.

Тут мы приходим к тому фундаментальному различию, которое Ницше проводит в отношении текущего состояния нашего недовольства:

(а) Пессимистический нигилизм,
(б) Оптимистический или дионисийский нигилизм.

Пессимистический нигилизм здесь - это недомогание и декаданс, не аномальный феномен, но физиологическая норма и эволюционное следствие. В самом деле, социалисты производят впечатление либо велеречивых шарлатанов, либо наивных мечтателей, когда обещают, руководствуясь господствующим табелем, что они сумеют найти общественное устройство, при котором будут отсутствовать страдания, бедность и нищета. Это всё равно, что приказать обществу застыть в вечной юности и никогда более не откликаться на воздействия времени, социальных изменений или технологических достижений. Однако «болезнь, старость и страдание нельзя устранить усилием нашей воли».

Величайший обман, от которого страдает современное общество, при этом питая надежды на возрождение, состоит в принятии в качестве причин декаданса те симптомы, что представляют собой лишь следствия декаданса: преступность, алкоголизм, упадок института брака, истерия, деморализация, безволие - все эти симптомы не потомки упадка, но его прародители. В сложившихся условиях возможно следующее:

(a)    Либо: столкнувшись с духовным крахом современного мира и гибелью всех надежд, подкреплённых религией, обществом, моралью и табелем ценностей, человек может ослабеть и опустить руки, не будучи более в силах после крушения таких категорий нести бремя жизни без цели и без Бога. Такой «пессимистический нигилизм» нужно как можно скорее выкорчевать, дабы он не распространился по всей планете, превратив её в одну большую богадельню.
(б)   Либо: столкнувшись с подобным крахом, человечество после некоторых колебаний, соберётся с духом и продолжит движение вперёд, исполненное радости избавления от балласта тщетных надежд и ложных обещаний. И тогда человечество, наконец, станет источником цели и направления жизни, поскольку жизнь сама по себе не имеет никакой цели и направления.

Таким образом, согласно Ницше, современный европейский нигилизм сделался критически важным снадобьем; прописываемый поражённым пессимизмом, он несёт смерть одним и жизнь другим.

Перед лицом такой дилеммы в чём заключается предназначение философии в целом и философии государства и права в частности? Касательно предназначения последнего Ницше ставит задачу формирования концепций и институтов, регулирующих человеческие отношения таким образом, чтобы содействовать триумфу пессимизма дионисийского типа и благодарному и мужественному принятию жизни, когда в ложных надеждах нет нужны. Для осуществления этого важного предназначения философ берет на себя двоякую миссию:

(а) Негативного характера:
Его задача – подвергнуть переоценке все до единой ценности нынешнего господствующего Декалога, честно и мужественно проанализировать их и разоблачить как пагубные и разрушительные для жизни.

Чтобы понять философию Ницше во всех её сокровенных глубинах и развеять предполагаемые несоответствия, которые многие находят в его работах, необходимо подчеркнуть следующее: Ницше утверждает, что рассматриваемые ценности должны быть уничтожены не потому, что они неистинны, но потому, что они не способствуют сохранению и развитию жизни. В своих работах Ницше сначала будто колеблется, но постепенно приходит к рьяному отстаиванию этого предположения: не может ли истина подчас вредить сохранению жизни, и потому от неё следует отказаться? Вне зависимости от того, насколько значительную ценность мы должны приписывать истине и бескорыстию, нам всё же нужно признать ещё большую ценность за внешней видимостью, обманом, эгоизмом, страстью - ценность, которая куда важнее и полезнее для развития жизни. «Ложность суждения еще не служит для нас возражением против суждения. Вопрос в том, насколько суждение споспешествует жизни, поддерживает жизнь, поддерживает вид, даже, возможно, способствует воспитанию вида; и мы решительно готовы утверждать, что самые ложные суждения – для нас самые необходимые» («По ту сторону добра и зла»).

Рассматривая с такой точки зрения господствующий табель ценностей нашей эпохи, мы видим, что он представляет собой плод труда людей, поражённых болезнью и декадансом, которые воспользовались им, дабы отчаянно уцепиться за жизнь. И иногда это оказывалось и в самом деле полезным, поскольку этот табель, ложность которого была невидимой, способствовал развитию жизни. Ныне, однако, современный табель ценностей неэффективен и совершенно бесполезен. Поскольку его ложь более не способна вводить человечество в заблуждение, табель этот утратил всю свою силу и действенность. На него более никто не полагается, и он стремительно становится всё более опасным, поскольку подталкивает людей к скептицизму и сомнению, а то и к разочарованию и пессимизму.

Задача философа - раз и навсегда низвергнуть это вероломный и пагубный табель и разъяснить, что жизнь верующего в Бога, верного долгу и стремящегося к совершенству праведника или философа, что ищет за ходом вещей скрытый смысл, - такая жизнь есть не что иное, как деятельность болезненных организмов и вырождающейся витальности.
Тем не менее, философ не должен останавливаться по достижению неблагодарной цели отрицания и разрушения. Его задача:

(б) Позитивного характера:
Он должен пройти через законченный нигилизм и, отвергнув ныне доминирующие ценности, воздвигнуть другие, посредством которых жизнь и вселенная станут не только оправданными, но также привлекательными и содержательными. С достойным подражания воодушевлением философ должен представить жизнь приемлемой - жизнь во всей её полноте и проявлениях, в равной степени с достоинствами и недостатками, хорошим и плохим, нравственным и безнравственным. Этого достаточно только в том случае, если такие антиномии придают жизни новый импульс, делают её более гармоничной и поднимают человечество на новые высоты. Здесь можно поставить следующую цель: постоянное и вечное стремление человечества реализовать новый тип, более сильный и стоящий на более высокой ступени, должно рассматриваться как очередной мост к очередному, ещё более совершенному типу. И так далее, до бесконечности, поскольку те высоты, каких может достичь человечество, не имеют конечной точки или предела.

Отсюда следует, что человеческие взаимоотношения, отношения между государством и его гражданами, а также обязательства в отношении человека и гражданские обязанности должны регулироваться в соответствии с целью и предназначением человечества.
***
Вышеприведённый обзор показывает, что философия Ницше подразделяется на два аспекта:

(а) негативный аспект, посредством которого Ницше низвергает господствующий табель ценностей;
(б) и позитивный аспект, согласно которому философ воздвигает новый табель с новой иерархией ценностей и новыми идеалами человечества, государства и общества.

Аналогичным образом можно объяснить и двоякий характер трудов Ницше: с одной стороны, сатира и сарказм, подлинно мефистофелевский смех, цинизм и негодование. Только такой тон уместен для трудов, изобилующих отрицанием и ниспровержением. С другой стороны, в работах Ницше мы находим ярко выраженную лиричность, пророческие строки, великую любовь, дионисийскую восторженность и радость подлинного творца.

Основная часть нашего исследования, к которой мы теперь переходим, будет развиваться следующим образом:

Во-первых, мы изучим негативную часть учения Ницше применительно к его философии государства и права. Мы увидим, как Ницше пытается показать, что ценности современного Декалога – в той мере, в какой последний относится к природе и предназначению человечества, семье, обществу, морали, государству и праву - представляют собой проявления декаданса, неизбежно ведущие к нигилизму, и потому их нужно отбросить. Ниспровергнув такие ценности, Ницше естественным образом подводит нас ко второй части своего учения, части позитивной, в которой он воздвигает новый, собственный табель ценностей, где закрепляется новое понимание человечества и универсума. Такое новое понимание растягивает границы жизни, чтобы она могла резонировать в унисон с реалиями сегодняшнего дня, открытыми для нас современной наукой. 

Резюмируя:

Мы кратко рассмотрели эпоху Ницше и её реалии, личность Ницше, влияние, которое на него оказал немецкий романтизм, Шопенгауэр и Рихард Вагнер. Открытие философом мира Древней Греции. Ниспровержение всего, во что он прежде верил, и его мучительный разрыв с религией, Шопенгауэром и Вагнером. Затем он обратился к греческому идеалу и, сопоставив этот идеал с состоянием современного человечества, обнаружил источник современного упадка в нынешнем табеле ценностей – плодов труда слабых и упадочных. И тогда он поставил перед собой двоякую задачу: низвергнуть этот табель ценностей и возвести вместо него другой, героически принимающий жизнь и реальность.

перевод: kapetan_zorbas

Profile

kapetan_zorbas
kapetan_zorbas

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner