?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В продолжение публикации фрагментов своей дипломной работы, посвящённой самому известному роману Никоса Казандзакиса, привожу еще несколько примеров сравнения некоторых сцен романа с текстом Евангелия от Матфея (κατά Ματθαίον) – самого известного и распространенного из четырех канонических евангелий. Далее рассматриваются сравнения сцен искушения Христа в пустыне и притча о пяти мудрых и пяти неразумных девах.


«Последнее искушение»

Соответствующая отсылка к Евангелию от Матфея

Мой комментарий

4.3. Третье искушение в романе – второе искушение по Евангелию. «Демоны сердца».

Искушение божественной властью, гордыней и бунтом против Бога.

Дьявол является в образе ангела.

Сцена приводится со значительными купюрами:

«Ангел сложил крылья и улыбнулся.

– Помнишь, когда ты был алым дитем и не умел еще ходить держась то за дверь, то за материнский подол, чтобы не упасть, ты кричал, громко кричал в мыслях своих: «Боже мой, и меня сделай Богом!»… Я – тот голос, звучавший внутри тебя… Я избрал тебя еще до твоего рождения. Изо всех людей – тебя… Чего ты желал, когда кричал, будучи ребенком? Стать Богом. Ты станешь Им! Уже стал. Как ты думаешь, какие слова обронил над тобой дикий голубь на Иордане?

- Говори! Говори!

- Ты Сын Мой, единственный Сын Мой! Радуйся же, Сыне, единственный Сыне Божий!

Два крыла взметнулись в груди Иисуса, и почувствовал он, как жжет его между бровей большая бунтарская утренняя звезда, и некий глас внутри него: «Я не человек, не ангел, не раб Твой, я – Сын Твой. Я сяду на престоле Твоем судить живых и мертвых и буду держать играючи, в деснице моей шар – мир земной. Уступи мне место!»

Громкий смех раздался в воздухе. Иисус встрепенулся. Ангел исчез. Тогда он издал душераздирающий вопль:

– Люцифер!

И рухнул лицом в песок».

Далее в тексте романа Иисус называет это искушение: «демоны сердца».

Глава IV. 5-7.

Искушение чудом (божественной силой)

Потом берет Его дьявол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

Последовательность второго и третьего искушений, как уже говорилось, изменена у Казандзакиса. Третье искушение в романе представляется отчасти (но лишь весьма и весьма отчасти) сопоставимым со вторым искушением по Евангелию: искушением божественной силой.

У Матфея хитрость и провокация дьявола в следующем:

Раз Сын Божий обладает чудесной силой, он должен ее обнаруживать. Прежде, чем совершить другие чудеса, он должен испробовать существование чудесной силы на себе самом. Для проверки, для пробы выбрано такое чудо, какое и по понятиям древних и по нашим понятиям, показалось бы, можно сказать, чудом из чудес – чудом, которое равнялось бы совершенному уничтожению закона земного притяжения. Однако для Иисуса является совершенно невозможным, неприемлемым и ненужным подвергать проверке заботу Господа о своем Сыне.

Отчасти можно сказать, что, преодолев законы природы, Иисус преодолел бы законы Бога. Возможно именно в этом предложении (а не во втором) Казандзакис усматривает самую страшную провокацию дьявола: вызвать в Иисусе гордыню от осознания своего божественного происхождения. А, как известно из Ветхого Завета, именно гордыня привела некогда Люцифера к бунту против Создателя.

Казандзакис располагает в романе искушения по мере нарастания их силы сообразно своим представлениям. Таким образом, гордыня от осознания божественной избранности представляется ему более тяжким грехом, чем жажда земных царств.

В романе дьявол прямо провоцирует Иисуса поставить себя наравне с Богом и даже потеснить Его.

Мы видим, что в романе духовная сила Иисуса возрастает по мере усиления искушений. В третьем (по последовательности в романе) ему уже не нужна поддержка Господа, чтобы отвергнуть предложение дьявола.

Также обратим внимание, что дьявол здесь предстает в образе ангела с зелеными крыльями – именно в этом образе он и явится Иисусу в конце романа при Последнем Искушении.

5. Иисус выдерживает испытания в пустыне, но дьявол обещает вернуться

« – Итак, до встречи, – раздался насмешливый голос. – До скорой встречи!

- Никогда! – прорычал Иисус, уткнувшись лицом в песок. – Никогда, Сатана!

- До встречи, – повторил голос. – В эту же Пасху! Несчастный!»

Евангелие от Луки.

Глава IV. 13.

И окончив все искушения, дьявол отошел от Него до времени.

Здесь для сравнения с текстом романа приведена ссылка на Евангелие от Луки (а не от Матфея, как во всех других приведенных соответствиях), так как только у Луки есть намек, что дьявол оставил Христа не окончательно, что Иисус и далее был искушаем дьяволом. Кроме того, последовательность искушений в Евангелии от Луки расходится с Матфеем и тождественна той, что мы встречаем у Казандзакиса:

Второе – царствами земными («демоны разума»),

Третье – божественностью («демоны сердца»).

6. Иисус проповедует – и говорит притчами

Притча о пяти мудрых и пяти неразумных девах

Начало притчи в романе почти дословно передает евангельский текст – вплоть до момента, когда у неразумных дев кончилось в светильниках масло.

Далее идет следующая сцена:

«Дайте нам немного масла, сестры, – сказали они мудрым девам, – ибо светильники наши гаснут.

Но мудрые девы ответили им:

– Нет у нас лишнего масла. Сходите-ка и возьмите.

Но пока неразумные девы бегали в поисках масла, пришел жених, мудрые девы вошли в дом и дверь за ними затворилась.

Вскоре пришли и неразумные девы с горящими светильниками и принялись стучать в дверь.

– Отворите нам! Отворите! – кричали и умоляли они. Но мудрые девы только смеялись изнутри.

– Так вам и надо, – отвечали они. – Дверь уже заперта, уходите прочь!

Но неразумные девы плакали и умоляли:

– Отворите! Отворите!

И тогда…

Иисус умолк…

– И тогда? – спросил Нафанаил. – Что же случилось тогда, Учитель?

– А что сделал бы ты, Нафанаил, окажись на месте жениха? – спросил Иисус…

– Я бы отворил… – ответил Нафанаил, понизив голос, чтобы не услыхал староста.

– Радуйся, Нафанаил, – Обрадованно сказал Иисус и, словно для благословления, простер к нему руку. – В эту минуту ты живым вошел в Рай. Ведь именно так и поступил жених. Он позвал слуг и велел им:

– Отворите дверь! Здесь идет свадьба, – все должны веселиться, так пусть же неразумные девы войдут. И вымойте, освежите им ноги, ибо намаялись они премного.

…Тут язвительный староста поднял свой посох и взвизгнул:

– Ты вступаешь в противоречие с Законом, Сыне Марии.

– Это Закон вступает в противоречие с сердцем моим, – спокойно ответил Иисус.

Глава XXV. 1-13.

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных; неразумные взявши светильники свои, не взяли с собою масла; мудрые же, вместе со светильниками взяли масла в сосудах своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилась недостача и у нас и у вас, пойдите лучше и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: господи! Господи! Отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.

В Евангелии смысл притчи следующий:

1/ заботься каждый лично о своей душе и 2/ будь лично готов к пришествию Сына Человеческого.

Первый тезис представляется довольно жестоким. А «разумные девы» в тексте Матфея не вызывают симпатии, в то время, как неразумные – вызывают сочувствие.

Казандзакис расставляет акценты, усиливающие это впечатление.

В романе злорадство мудрых дев по поводу неприятности, постигшей их подруг, просто отвратительно. И сколькими бы достоинствами не обладали эти «мудрые» – с душой-то как раз у них явные проблемы.

У Матфея Господь отвергает неразумных и нерадивых дев.

У Казандзакиса ситуация разрешается прямо противоположно: Он прощает их, Он жалеет и принимает их.

Такая трактовка делает образ Иисуса более человечным, более теплым, более близким нам. И, в конечно счете, более любимым нами.


Profile

kapetan_zorbas
kapetan_zorbas

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner